Пятница, 03.05.2024, 17:52
Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

О влиянии индивидуальных особенностей детей

О влиянии индивидуальных особенностей детей на формирование навыков спонтанной диалогической речи на уроках иностранного языка ( из опыта объединения «Интенсивный курс английского языка» в МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г. Королева Московской области )

Ни у кого не вызывает сомнения, что основной стратегией при изучении иностранного языка является личностно ориентированный подход. Реализовать на практике это можно на основе принципа индивидуального подхода. Наиболее важным способом индивидуализации является помощь ученику в формировании индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, под которым понимается система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи, определяемых комплексом природных особенностей человека. Если у человека выработан индивидуальный стиль учебной деятельности, значит, он наилучшим образом приспособился к условиям обучения. И помочь ребенку найти свой индивидуальный стиль учебной деятельности – это значит помочь ему найти свои оптимальные способы приспособления к учебным ситуациям.

При обучении иностранному языку главный упор делается на формирование речевой компетентности. Наиболее сложная ее часть - совместная речевая деятельность. Автором была выдвинута гипотеза, что учет специфики психодинамических свойств способствует повышению эффективности вырабатывания навыков спонтанной совместной речевой деятельности.

Практическая проверка гипотезы осуществлялась в период с 2011г. по 2012г. в объединении «Интенсивный курс английского языка» в МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г. Королев. Исследование проводилось в двух группах по 8 человек (контрольная группа и экспериментальная группа). Занятия в группах проводятся дважды в неделю по 2 академических часа. Был разработан план эксперимента из трех этапов: психологический констатирующий эксперимент, обучения навыкам и умениям спонтанной диалогической речи с учетом психодинамических свойств учащихся и контролирующий эксперимент.

Сначала было выявлено соотношение типов темперамента в обеих группах (тест Г Айзенка).  Исходным  является предположение, что наиболее оптимальной сочетаемостью обладают диады сангвиник (экстраверт-стабильный) – меланхолик (интроверт-лабильный) и холерик (экстраверт-лабильный) – флегматик (интроверт-стабильный), а также диады флегматик-флегматик. Также было выявлено отношение обучающихся в обеих группах к данному виду речевой деятельности . В экспериментальной группе оказалось  2 сангвиника и 2 холерика. 3 флегматика и 1 меланхолик. А в контрольной группе по 2 холерика и меланхолика, 1 флегматик и 3 сангвиника. Результаты теста в экспериментальной группе использовались для создания наиболее оптимальных диад речевых партнеров, в то время как результаты теста в контрольной группе позволили избежать влияния случаев незапланированной совместимости речевых партнеров на общие выводы. Отношения обучающихся к совместной речевой деятельности выявилась при помощью опроса обучающихся. Им было предложено оценить сложность 4 типов речевых заданий по шкале от 1 до 5. Где «5» соответствует максимальному уровню уверенности в своих возможностях .

Уровень знаний умений и навыков обучающихся первого года в объединении «Интенсивный курс английского языка» в целом соответствует знаниям умениям и навыкам уровня В1, определяемым Европейским Советом (Council of Europe).  Этот уровень подразумевает достаточно хорошо сформированные  навыки и умения в устной речевой деятельности, которые позволяют обучающимся проходить обучение на следующем уровне – Council of Europe level B2 и по окончании 2-х годичного курса обучения могут выбрать сдачу международного экзамена First Certificate in English University of Cambridge. Поэтому работа над устной речью ориентируется на формат этого экзамена и требования предъявляемые  к выполнению заданий.

Перед началом эксперимента обучающиеся в обеих группах получили первичный опыт выполнения всех четырех видов заданий с тем, чтобы дать оценку их комфортности для себя. Спонтанную диалогическую речь в обеих группах оценили ниже всего. Из 5 человек, оценившие задания в 1 балл – 2 флегматика и 3 меланхолика, которым не свойственно умение быстро включаться в новую деятельность, импровизировать. Оценка этого вида деятельности сангвиниками и холериками выше, так как они любят ситуации, требующие высокого темпа, в условиях ограниченного времени.

Сложность спонтанного диалога объясняется тем, что ему характерны сочетание процессов понимания высказываний партнера и реагирования на них, конкретность ситуации и возможность ее быстрого изменения. Реактивная и инициативная речь здесь переплетаются, поэтому логическую схему диалогического высказывания заранее построить довольно трудно.

Данный эксперимент был направлен на оказание помощи обучающимся  в преодолении этих сложностей Для оценки навыков и умений были выделены 6 критериев: быстрота реакции, уместность конструкций и лексики, логичность ,степень взаимодействия, разнообразие выбранных грамматических и лексических единиц, степень выполнения поставленной задачи

Условия осуществления диалогической  речи для всех одинаковые. За время эксперимента в каждой группе было, в общем, предложено около 35 речевых задач. Речевые задачи не повторяются, каждой паре дается примерно 3минуты. После выполнения задания на занятии происходит разбор выполненного задания. Через 1-2 занятия предлагается ситуация, где могут успешно использоваться лексика по этой теме, но для решения другой речевой задачи.  Таким образом, закрепляется лексические знания  в других речевых ситуациях. При этом в каждой новой теме, прежде чем обучающимся предлагалось решить речевую задачу в виде диалога, применялись различные вспомогательные речевые упражнения:

описание фотографий,  дискуссии, составление аргументированных ответов на вопросы педагога, нацеленные на определенную лексико-грамматическую зону.

При работе с диадой сангвиник – меланхолик у партнеров были всегда общие задачи. Сначала инициатива возлагается на сангвиника. Потом инициатива возлагается на меланхолика. Сангвиник эмоционально стабильный экстраверт. Речь громкая, выразительная и плавная. Говорит чаще всего спонтанно, импровизирует. Направленность внимания на содержание речи ниже, чем у меланхолика. Меланхолик – эмоционально-лабильные интроверты. Обладает слабой неритмичной речью, стеснителен, но его речь характеризуется подготовленностью и продуманностью, склонен к длительным паузам, в новых неожиданных ситуациях речь теряет логичность и убедительность.

В диаде холерик – флегматик  у партнеров всегда общая задача, инициатива возлагается на холерика. У холерика реплики развернуты, но не всегда обладают завершенностью. Флегматик – эмоционально-стабильные интроверты. Речь медленная, спокойная, равномерная. Наличие пауз относительно невелико, что объясняется продуманностью реплик, наличием стратегии в речевой деятельности. Не инициативен, предпочитает ответные реплики. Как и в предыдущем случае, их диалогическую речь оптимальнее организовывать в середине занятия.

Диада флегматик – флегматик - самое удобное сочетание, так как партнеры имеют сходный набор стилевых свойств. Им нужно больше времени для обеспечения нормативности речи. Набор речевых клише должен быть ограничен: у флегматиков наблюдается тенденция использовать все вербальные опоры.

В контрольной группе использовались те же приемы и средства, но без учета типологической совместимости.

Подводя итоги проведенного эксперимента автором можно констатировать , что определенно наблюдается динамика изменения показателей речевых характеристик у обучающихся экспериментальной группы. Более того, можно говорить об определенной сформированности «независимых» от  партнера умений и навыков, обеспечивающих большую успешность в выполнении заданий, чем до эксперимента.

У обучающихся в онтрольной группе показатели речевых характеристик либо остались прежними, либо незначительно улучшились, что можно объяснить высокой концентрацией речевых заданий, но оно не так велико как в экспериментальной группе. Иными словами, использование индивидуализированных упражнений в экспериментальной группе способствовало улучшению показателей речевых характеристик учащихся этой группы.

Можно также заметить, что показатели реактивности у интровертов увеличились. В то же время у экстравертов наблюдается улучшение логичности высказываний и правильности выбранных конструкций. У интровертов улучшились показатели инициативности, что объясняется влиянием психологических свойств их партнеров. Таким образом можно говорить о наличии в совместной деятельности такого явления, как взаимная компенсация психодинамических свойств партнеров. Этим, пожалуй, и объясняется влияние психодинамических свойств на результативность совместной деятельности.

Также подтвердилось, что наиболее оптимальной сочетаемостью обладают диады сангвиник– меланхолик и холерик– флегматик, а также диады флегматик-флегматик. Следует так же отметить, что учет психодинамической сочетаемости партнеров повысил эффективность решения диалогических задач  с произвольно выбранными партнерами. Это ,по-видимому объясняется сформированностью навыков и умений реагировать на изменчивость ситуции, понимания законов развития общения, приемов  и подходов к поиску решений, то есть всего того, что характеризует уверенный стиль  общения.

Самооценка при выполнении всех видов речевых заданий  выросла в обеих группах,  но наибольшая динамика прослеживается в экспериментальной группе.

Таким образом, учет психодинамических свойств обучающихся влияет не только на стиль речевой деятельности, но и на ее результат, существенно повышает эффективность учебного процесса и облегчает работу педагога.

Список литературы

1. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, 1982

2.Реан А.А. Человек как субъект воспитания. Новые модели в системе образования. Синергетический подход. Под ред. Малинецкого Г.Г. М.,2011

3.Якиманская И.С. Технология  личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.

4.Яковлев Д.Е.Социально-культурное становление личности: материалы научно-практической конференции. М.: Ритм, 2010

Категория: Мои статьи | Добавил: OVV (19.08.2013)
Просмотров: 730 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: