Пятница, 03.05.2024, 10:39
Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Познавательная активность

Изучение английского языка в свете требований современного стандарта образования – задача не из лёгких. Однако помимо получения весьма необходимого для современной жизни знания его изучение способствует общему развитию учащихся, формированию личности и расширению кругозора каждого отдельно взятого ученика. Учитывая то, что английский язык имеет обширные связи с другими учебными предметами, одной из основных задач, которую регулярно должен ставить перед собой любой преподаватель иностранного языка, является задача, заключающаяся в том, как расширить и укрепить данные связи. Изучая английский, учащиеся познают мир, расширяют кругозор и тем самым развивают и совершенствуют себя. Преподавание языка многогранно, подразумевает обширные межпредметные связи и ни в коем случае не ограничивается рамками «штудирования» лексики, грамматики и правил чтения. Творческое использование технологических приемов переводящих опыт обучения на уроке  в сферу личностного опыта  является одним из основных и самых эффективных способов развития познавательных интересов , а значит, и мотивации учебной деятельности.

Разные авторы с различных позиций определяют познавательный интерес, не противореча друг другу, подчеркивая многогранность этого феномена, обогащая его. Так, Галина Ивановна Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательного интереса в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [43;c.103].

Мы можем определить познавательную активность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особым образом организованом процеснсе познания, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся

Итак, в качестве условий, способствующих формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся в методической литературе выделяют следующие:
1) максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;
2) формирование познавательных интересов и личности в целом;
3) создание эмоциональной положительной атмосферы во время процесса обучения;
4) благоприятное общение в процессе обучения

В силах учителя, воспитателя и педагога помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на ситуативно-активный, а с него на активно-исполнительский. И во многом от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня.

Тактически действия учителя направлены на решение ближайших ежедневных, задач учебно-воспитательного процесса, а стратегия  ориентирована прежде всего на перспективу развития личности учащегося и педагога, оптимизацию учебного процесса

 

Нулевой уровень активности

Им не свойственен демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления (в виде замечаний) со стороны учителя. Учащиеся с нулевой активностью, как правило, не имеют высоких оценок по основным учебным дисциплинам, частично изначально они лишены желания учиться, стимула к дальнейшему росту. Задача учителя заключается в том, чтобы нейтрализовать негативные воспоминания об учёбе, которые, «прокручивая» прошлые неудачи, заранее снижают способность ребенка конструктивно подойти к новой учебной задаче.Тактика занятий учителя с учениками нулевого уровня активности опирается на создания такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатость. Это все — моменты тактики. А с точки зрения стратегии основу учебных взаимодействий составляет стремление педагога перевести учащихся с нулевой активности на уровень ситуативной.

Уровень активности « по ситуации».

Активность учащихся этого уровня во многом зависит от эмоциональной стороны учебных взаимодействий: новизна занятия, определенная легкость в достижении результата, необычность приемов преподавания оказываются для них достаточно привлекательными Их эмоциональная реактивность, не подкрепляемая наработанными приемами и навыками учебной работы, приводит к затруднению, снижению интереса,  уклонению от заданий или к примитивному, формальному их выполнению. Они быстро приступают к работе, но при первых трудностях испытываю разочарование, предпочтение отдается репродуктивным видам  работы.Именно эта группа как ни какая другая нуждается в умении использовать план ответа, опираясь на опорные сигналы, создавая алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки - подсказки, таблицы и пр.

Тактика педагога в учебном взаимодействии с этими учениками заключается в поддержке их эмоциональной активности с тем, чтобы она постепенно распространялась на интеллектуальную и волевую сферы Испытав чувство успеха один раз, он желает повторить и упрочить свои достижения; он готов на определенные интеллектуально-волевые усилия.

Исполнительский уровень активности.

Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Они осознанно воспринимают учебную задачу, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно. Главный плюс этих учащихся - в стабильности и постоянстве, они не берут наскоком, но знания их отличаются. Однако и у этих учащихся есть свои проблемы. Многим со стороны кажется, что детям с активным познавательным уровнем все в учебе дается легко. В этом есть доля истины, но почему-то забывают о том, что такая кажущаяся легкость - результат более ранних усилий: умение сосредотачиваться, активизировать имеющиеся знания. У учащихся с исполнительским уровнем активности главное - работа мысли. Просто внешне это проявляется не так часто, как это хотелось бы родителям и педагогам.

Основной ошибкой в построении учебных взаимодействий с этими учащимися является то, что учителя используют этих школьников как опору, забывая о целенаправленной работе по стимулированию и развитию их познавательной активности (Зачем их подталкивать? Они и так все сделают!).

Поэтому они постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Чуть позже они начинают понимать, что одобрение учителя можно получить просто за качественно выполненную работу, но не за сверх урочную: поиск дополнительного материала, самостоятельные занятия и т.д. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна для педагогики

Творческий уровень активности.

позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения. Очевидно, что творческие проявления носят уникальный, субъективный характер. Творческий подход могут неожиданно для педагога проявлять учащиеся любого уровня учебной активности.

С точки зрения тактики учитель должен обеспечить условия для проявления нестандартности в восприятии и интерпретации любой (учебной, коммуникативной и др.) задачи. С точки зрения стратегии учителю очень важно самому быть  готовым к этим непривычным поворотам урока, возникающим проблемам  и их — реальным и виртуальным - решениям, потому что если не будет этой установки, то познание как творческий процесс просто не состоится.

Что же касается организации и проведении уроков, то структура подобных занятий предусматривает не менее четырех основных моделей. Учебные взаимодействия могут реализоваться линейно: последовательная работа педагога с каждой группой учащихся. Урок может быть построен на «мозаичном» взаимодействии, предполагающем включение в учебную деятельность той или иной группы зависимости от учебной задачи. Урок может быть активно-ролевым, когда ведущая роль в учебном взаимодействии отдается учащимся с высоким уровнем активности для обучения остальных. И наконец, взаимодействия на уроке могут носить комплексный характер, если происходит совмещение всех предложенных вариантов. Главным критерием урока должна стать включенность в различные формы учебных взаимодействий всех без исключения учащихся на уровне их реальных и потенциальных возможностей.

Преподавая английский язык,  особенно остро ощущается необходимость развивать познавательные интересы. Многие учащиеся не испытывают интереса к иностранному языку, в силу непонимания иноязычной речи, естественной трудности её восприятия, отсутствия языковой среды, в которой они могли бы использовать полученные знания, поэтому они не видят личностного смысла в изучении иностранного языка. Между тем, глобальные изменения в мире, процессы интеграции делают актуальным знание иностранного языка, его освоение. Поэтому меня интересует проблема, как можно стимулировать познавательный интерес к изучению предмета.  В своей работе я использую  ряд приемов, чтобы пробудить у ребенка желание научиться.

1.Например, на начальных этапах обучение  ( уровень  Elementary соответствует программе начальной школы) хорошим стимулирующим средством к самостоятельному говорению у детей этого же уровня (учащиеся начальной школы) является выполнение математически задач на английском языке, начиная от простых примеров на основные математические действия до математических задач. При решении примеров и задач моя цель избежать скучного копирования одной модели ответа, а разнообразить речь и таким образом ввести в употребление необходимую лексику, которая не «хочет» запоминаться

Например:

В процессе работы с такими примерами  помимо предложений

Three plus five is 8 ( 3 плюс 5 равняется 8). Можно сказать: 3+5 and 10-2  are equal ( 3+5 b 10-2 равны). Или:  All sums in colomn 2 have the same answer( все примеры во второй колонке имеют одинаковый ответ).Или  Only the first sum has 8 as the answer (только в первом примере ответ 8). В результате подобных примеров дети начинают легко манипулировать словами: « одинаковый», « равны», «пример», «все», «только» в изученных ранее конструкциях.

Или в следующем задании:

Помимо фраз типа  3 multiplies by 5 is 15 (3 умножить на 5 равно 15) ,можно сказать:  To get 30 we need 6 (чтобы получить 30 нам нужно число 6). Или:  The missing number here is 7 (здесь пропущено число 7). Полезная , уже теперь ставшая « своей и нужной» стала лексика: «умножить и разделить на», «чтобы получить», «нам нужно», «пропущенное число».

Решая нижеприведенную задачу дети должны объяснить как они получили ответ:

Один из вариантов ответа: Сначала я из 11 вычел три и получил 8. Затем разделил 8 на 2 и получил 4. 4 - это и есть число, которое задумал мальчик. При этом  в личный опыт ребенка переходят слова упорядочивающие действие: «сначала» и «затем», употребление прошедших форм глаголов.

Использование математики пользуется неизменным успехом, поскольку она занимает значимое место в школьном обучении и большинство детей  любят этот предмет, что , в свою очередь, повод для обсуждения. Те, у кого она не вызывает большого энтузиазма, тоже активно участвуют, потому что есть поле для «успеха в говорении». Например: Мне нужна помощь! Кто может помочь?  Я не помню! Дайте подумать! Это просто! Математические задания обладают также большим потенциалом  при  активизации  прошедших  времен (Past Simple , Past Continuous, Present Perfect) и будущего времени ( Future Simple), Participles, и сравнительных степеней прилагательных.

 Этот прием помогает перевести детей с нулевого на ситуативно-активный уровень познавательной активности

 2. Детям этого же уровня (учащиеся начальной школы)  полезно давать задание записать в течение определенного дня все то, что ребенок говорит в обычной жизни  на изученное правило и перевести этот материал на английский. Результаты потом обсуждаются  на занятии. Этот прием погружает ребенка в контекст изучаемого материала, делает обучение осмысленным и более логичным, так как нередко у детей нарушено соотношение изучаемой конструкции с родным языком.

 Этот прием способствует актуализации эмоционального, интеллектуального и волевого потенциала учащихся и позволяет  перейти на новый уровень познавательной активности либо ситуативно-активный либо на более высокий исполнительский уровень.

3. Дальнейшее развитие исполнительского уровня познавательных интересов детей и перевода его на творческий уровень осуществляется в рамках моей программы преподавания  английского языка «Английский язык с элементами программы гид-экскурсовод» , в ходе реализации которой используется метод проектов и осуществляется синергетический подход к обучению на стыке предметов, интеграция ролевых и деловых игр ( роли экскурсантов и экскурсоводов), реализуется модель глобального образования. Эта программа рассчитана на детей в возрасте10-15 лет. Она нацелена не только на изучение английского языка и ознакомление с англоязычной культурой, но и на воспитание любви к культуре своей страны, чувства гордости и сопричастности с ее историческим прошлым, достижениями и ее настоящим, таким образом реализуя на практике синергетический подход к обучению. Этот подход кажется особенно важным в свете актуальности, которую опять приобретает патриотическое воспитание.

Насыщенность и объем культурно-исторической составляющей варьируется в зависимости от уровня знания языка, возраста, индивидуальных возможностей обучающихся. Так, обучающимся (10-11 лет)на уровне Elementary предлагается материал об истории, достопримечательностях и выдающихся людях их родного города Королева- родины отечественной космонавтики и крупного центра отечественного космического машиностроения. К сожалению, многим родителям кажется, что чувство гордости, уважения и любви к  своему городу у детей возникнет само собой. Но это, увы, часто не так. Очень важно, чтобы эти простые вещи проговорили взрослые, объяснили свои чувства, рассказали то, о чем дети не знали. Чувство любви к Родине формируется во многом благодаря позиции значимых в жизни ребенка взрослых. Учитель, без сомнения, относится к этой категории. Некоторые дети только на этих уроках осознают насколько интересен и уникален их родной город. Изучение города сопровождает видеоряд. Умение назвать и рассказать о хорошо им известных местах на английском языке не только существенно расширяет лексический запас. Это хорошая возможность на практике применить усвоенные грамматические знания, понять практическую пользу применения различных конструкций, позволяющих избежать скучного однообразия речи. Кроме того, на завершающем этапе детям предлагается придумать вопросы для викторины, связанные с городом и историей освоения космоса, которые не обсуждались на уроке. В процесс поиска материалов для интересных вопросов часто вовлекаются родители, что можно только приветствовать.

         Обучающимся следующего уровня Pre-Intermediate (11-13 лет) предлагается подготовить и провести экскурсию по Центру творчества в котором они обучаются. В начале это экскурсия для детей начальной школы изучающих английский язык в других объединения центра. Эта экскурсия завершается проведением мастер класса на английском языке по изготовлению несложной поделки. Например, весной этого 2011-2012 учебного года  ребята обучали младших детей изготовлению игрушки - оригами. Для этого им пришлось не только самим научиться делать эту поделку, но, что особенно полезно, научиться объяснять процесс на английском языке, вести ход занятия, оказывать помощь, младшим используя английский язык. Здесь впервые  ребенок сталкивается с практической необходимостью говорения в постоянно меняющейся и подчас непредсказуемой реальной ситуации, с потребностью использовать язык для решения сиюминутных коммуникативных задач. Происходит переосмысление собственного опыта обучения и дается мощный импульс к наращиванию собственных возможностей.

На этапе завершения обучения на уровне Pre Intermediate обучающиеся готовы провести экскурсию по Центру Творчества для иностранных гостей- участников ежегодной Международной Космической Олимпиады, проводимой в Королеве. Это новый уровень сложности материала, объема информации и умения общения уже с носителями языка, которые к тому же намного старше самих «экскурсоводов». И, конечно, осознание собственной ответственности оказывает значительное  позитивное влияние на качество обучения языку.

Обучающиеся следующего уровня Intermediate (14-15 лет) за два года обучения готовят два экскурсионных маршрута. Во-первых, это Красная площадь с ее памятниками и историческими событиями, отраженными в ним, Александровский сад, памятники Кремля, Соборная площадь с посещением трех главных соборов и объяснением убранства и внутренней  организации православного храма на примере Успенского собора.

 Второй маршрут  предлагается на выбор. Это либо Китай-город и улица Варварка, либо Новодевичий Монастырь, либо музей-усадьба Кусково или Поклонная Гора. Всякий раз учитываются предпочтения и интересы самих детей. Всякий раз, после подготовки материала в конце учебного года, проводится выездная экскурсия на место изученного материала и ребята по-очереди выступают в роли «экскурсовода» для своих товарищей и родителей, которые  не пропускают такие поездки. Конечно, от преподавателя  в первую очередь зависит, насколько предлагаемый материал будет интересен для изучения. Здесь, как впрочем, и всегда, педагог обязан придумать, как заставить детей захотеть выучить то, что раньше не входило в круг их интересов по различным причинам. Решение этой задачи невероятно увлекательно, если сам педагог знает и любит отечественную историю и культуру.

Аннотация проекта «экскурсия по Новодевичьему монастырю». В 2012-2013 учебном году проект осуществляется группой обучающихся  ( 12 человек: 6 класс – 1 человек, 7 класс – 8 человек, 8 класс – 3 человека) объединения «Английский языка с элементами программы гид-экскурсовод» ( уровень Intermediate) – 4 год обучения.

Задача (проблема) проекта – составить экскурсию для англоговорящих туристов, в ходе которой ознакомить их с важными эпохами русской истории через призму истории монастыря и дать представление об особенностях устройства православной церкви.

7 обучающихся захотели попробовать себя в роли экскурсоводов. Остальные – экскурсанты, которым предлагается проявить активность и задавать вопросы. Поэтому экскурсию разделили на 6 частей:

1- история возникновения монастыря и краткий обзор архитектурных сооружений

2- Смутное время ( 2 человека)

3- царевна Софья и Петр 1

4- война 1812 года

5- Декабристы

6- Монастырь после революции и особенности организации православной церкви перед посещением Успенского храма.

Совместными усилиями были выработаны критерии интересной экскурсии:

1. Coherence

2. Pronunciation

3. Fluency

4. You should sound interesting, try mo make characters seem alive

5. Information: as complete as possible.

6. Communication skills ( eye-to eye contact, provoking questions)

7. Using structures that are easy to understand, interesting facts, as few dates as possible

 

Презентация проекта разбита на 2 части.

1 часть –  22 марта. Срок подготовки – 1,5 месяца. «Дистанционная экскурсия» - презентация экскурсионного материала на уроке в сопровождении видеоматериала с последующим самоанализом и обсуждением  результатов.  Так же были приглашены «независимые эксперты» - выпускница (CAE Level C1) и двое обучающихся в объединении «Интенсивный курс английского языка»  ( level C1)  Всем участникам были выданы листы с оценочными критериями выработанными всеми участниками  в начале проекта.

Цели проекта: повысить мотивацию овладения учебным материалом через применение на практике изучаемого материал, развитие креативности, коммуникативности,  инициативы, сотрудничества, оценить соотношение результата с определенным объемом личных усилий!!

Анализ и коррекция результатов:

Первый краткий анализ результатов был проведен на занятии. Он показал способность участников проекта как к самокритике, так и пониманию личностных достижений, позитивное принятие критики, более реалистическое видение  «идеального» продукта и понимание перспектив улучшения  результата.

На следующем занятии предполагается провести  ретроспективный анализ этого опыта на английском языке с использованием изученных конструкций  Conditional 3/ I wish I… Далее планируется разбор сильных и слабых сторон  выступлений  (работа с видеозаписью урока), с тем чтобы участники могли подготовиться  ко второму этапу проекта.

Реакция педагога: результат оказался лучше, чем я ожидала (это их практически первый опыт работы на слушателя)! Это ценный опыт по отбору, анализу, детализации и обобщению материала, осознанного применения ЗУН, умение готовить материал  для проведения презентации в наглядной форме (речь и видеоряд). В ходе подготовки экскурсионного материала  обучающиеся столкнулись с необходимостью развивать  навыки связного и логически выстроенного повествования (narrator skills), выбирая уместные грамматические конструкции и стараясь по возможности соотнести свое выступление с критериями интересного рассказа.

2 часть проекта - выездная экскурсия в Москву в Новодевичий монастырь.  (ориентировочно середина мая). Ее обязательное условие – разрешается использовать только английский язык во время всей поездки ( использование косвенных вопросительных конструкций) в общении преподаватель – ученик и экскурсант - экскурсовод. Приглашаются родители участников. Дополнительные сложности проведения экскурсии для «экскурсоводов» в реальных условиях: необходимость организовать слушателей, выбрать место рассказа, «привязать» рассказ к  имеющимся памятникам, ответить на вопросы ( их обычно больше в реальных условиях).

 

Именно на уровне Intermediate ребята приобретают такую привычку самоконтроля, такие навыки и умения общения, навыки монологической и диалогической речи, которые дают им возможность продолжить обучение на уровне Council of Europe level B2 и готовиться к сдаче международного экзамена этого уровня, предлагаемого Университетом Кембриджа – First Certificate in English University of Cambridge.

Литература

1.Маркова А.К., Матис Г.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.-М., 1990.

2. Реан А.А. Человек как субъект воспитания. Новые модели в системе образования. Синергетический подход. Под ред. Малинецкого Г.Г. М.,2011

3. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. философии. 1989. № 4.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2005.

5. Цибульникова  В. Е. Научные публикации Т. И. Шамовой начиная с 90-х годов прошлого столетия по настоящее время — историографический экскурс// Инновационные ресурсы развития современного урока: материалы XII Международной научно-практической конференции: в 3 ч. (г. Новосибирск, 21-23 апреля 2009 г.) — Новосибирск: НГПУ, 2009. — Ч. 1 — С. 239—249 

Категория: Мои статьи | Добавил: OVV (19.08.2013)
Просмотров: 2043 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: